Собственное производство!
20 лет на рынке!

Резолюция круглого стола "Проблемы живоотлова китообразных"

VIII Международная Конференция "Морские млекопитающие Голарктики".
Санкт-Петербург, 22-27 сентября 2014 г.

Круглый стол был посвящен обсуждению проблем, связанных с отловом мелких китообразных (преимущественно косатки и белухи) для содержания в неволе. На основании заслушанных докладов, проведенных дискуссий и представленных материалов круглого стола были выделены основные недостатки принятой в настоящее время процедуры оценки ОДУ и контроля за живоотловом. Были обозначены пути устранения выявленных недостатков, ведущие к устойчивому использованию популяций китообразных в соответствии с принципом предосторожного подхода.

Недостатки процедуры оценки ОДУ косатки

В системе Росрыболовства и для промысловых институтов, занимающихся подготовкой материалов для обоснования ОДУ, морские млекопитающие не являются приоритетным направлением исследований. В связи с этим, государством не выделяется достаточно средств для проведения регулярного мониторинга промысловых морских млекопитающих в достаточном объеме. В лабораториях этих институтов не хватает квалифицированных кадров для выполнения работ, владеющих современными научными методами. В связи с этим, для обоснования ежегодного ОДУ расчет численности косатки производится в настоящее время на основании экспертных оценок и результатов отдельных попутных наблюдений. Для качественного обоснования ОДУ требуются специальные корректно проведенные учеты численности косаток.

Материалы обоснования ОДУ сформулированы таким образом, что эксперты государственной экологической экспертизы не могут оценить достоверность приведенных оценок численности, поскольку эти оценки основываются на неопубликованных данных, а детали расчетов в обосновании не приводятся.

Результаты генетического анализа показали наличие двух репродуктивно изолированных популяций косатки в водах ДВ России. Эти популяции представляют собой отдельные промысловые запасы, учеты и оценку ОДУ по каждому из этих запасов необходимо рассчитывать отдельно. В Охотском море отмечено некоторое географическое разделение популяций: резидентные (рыбоядные) преобладают в водах Курильских островов и центральной части моря; транзитные (плотоядные) – в прибрежных водах северной и западной части моря, включая побережье Сахалина, и в прибрежных водах западного побережья Камчатки. Такое разделение необходимо учитывать при учетах и обосновании ОДУ.

Рекомендации:

Необходимо приложить усилия, чтобы сделать расчеты при обосновании ОДУ более прозрачными для экспертов ГЭЭ и всего научного сообщества.

Рекомендуем Росрыболовству и подведомственным ему научным институтам публиковать в рецензируемых изданиях результаты актуальных научных исследований и попутных наблюдений за морскими млекопитающими, особенно за видами, на которых рассчитываются квоты ОДУ.

При проведении учетных работ рекомендуем Росрыболовству привлекать независимых сторонних специалистов, кооперироваться с другими организациями, например институтами РАН, и активнее привлекать заинтересованные рыбопромысловые предприятия для финансирования этих работ.

Предлагаем внести учет косаток в договор ТИНРО-Центра об учетах с японскими исследователями.

При подготовке материалов обоснования ОДУ необходимо принять во внимание: описанное специалистами наличие двух промысловых запасов косатки для вод ДВ России; географическую особенность распространения транзитных (плотоядных) и резидентных (рыбоядных) косаток.

При распределении квот ОДУ по подзонам в Охотском море максимально равномерно распределять изъятие косаток по всей акватории, не исключая подзоны Курильских островов, учитывая, что максимальная встречаемость косаток отмечается на Курильских островах.

Недостатки процедуры оценки ОДУ белухи

В настоящее время ОДУ белухи рассчитываются исходя из численности особей во всем Охотском море, а отлов производится в одном районе из одного локального репродуктивного стада.

При живоотлове для дельфинариев изымаются двух-трехлетние особи белух (размером от 250 до 350 см), у которых выживаемость практически не отличается от таковой у взрослых особей, а репродуктивный потенциал - максимальный, что оказывает более существенное воздействие на популяцию, чем если бы животные разных возрастных классов изымались равномерно.

Отдельно необходимо указать на смертность белух во время проведения отловных операций, иногда достигающую существенной доли от всей величины разрешения на вылов. Очевидно, все погибшие при отлове и временном содержании белухи должны быть включены в количество изъятых животных.

Рекомендации:

Рекомендуем при расчете ОДУ больше внимания обращать на современные данные по численности и распределению, учитывать популяционную структуру вида, распределять ОДУ по районам в соответствии с численностью различных репродуктивных стад.

Рекомендуем при расчете ОДУ учитывать возрастной состав и пол изымаемых животных. Внести в расчетные формулы соответствующие поправки.

Рекомендуем при расчетах ОДУ учитывать антропогенную смертность: браконьерство, гибель в жаберных сетях, гибель при отлове и пр.

Рекомендации по внесению изменений в
"Правила рыболовства по ДВ рыбопромысловому бассейну".

Рекомендуем внести в новую редакцию "Правил рыболовства по ДВ рыбопромысловому бассейну" следующие ограничения:

  • не производить обмет групп с самками с детенышами-сеголетками белух (до 250 см.) и косаток (до 350см.);
  • в соответствии с международным опытом, не производить отлов косаток менее 350 см (т.к. велика вероятность отлова детенышей, вскармливаемых молоком) и более 450 см (т.к. велика вероятность отлова кормящих самок)
  • ввести запрет изъятия косаток в регионах, где была научно обоснованно их малочисленность, в частности в водах восточного побережья Камчатки (Петропавловско-Командорская и Карагинская подзоны).
  • ввести распределение изъятия белух по отдельным группам (летним скоплениям), приуроченным к определенным заливам Охотского моря, в соответствии с их численностью.
  • разработать и принять обновленные правила отлова, содержания и транспортировки морских млекопитающих, так как существующие правила устарели и не соответствуют современным требованиям.

Проблема легальности живоотлова

Приказом Росрыболовтва в соответствии с утверждённым ОДУ выдаются разрешения, в том числе, на живоотлов (изъятие) морских млекопитающих для "контрольных и научно-исследовательских целей", для "учебных и культурно-просветительских целей".

По закону водные биологические ресурсы, отловленные для научных целей, должны быть либо выпущены в среду обитания, либо утилизированы после выполнения научной программы. Отсутствует необходимый контроль исполнения этого пункта: не ведется учет отловленных для научных целей морских млекопитающих и их выпуск или утилизация.

Отлов для культурно-просветительских целей предполагает дальнейшую демонстрацию отловленных животных публике (в зоопарках и дельфинариях России), но не подразумевает прямой продажи отловленных животных за рубеж. В действительности же большинство отловленных животных продается в зарубежные дельфинарии (преимущественно в Китай), что является коммерческим использованием и не соответствует заявленным целям отлова. Таким образом, в настоящее время существует явное не соответствие нормативно-правовой базы по регулированию отлова и дальнейшего использования (продажи) морских млекопитающих. Это позволяет фирмам заниматься коммерческим живоотловом на льготных условиях под прикрытием культурно-просветительских целей. В результате такого положения бюджет государства не дополучает значительной части средств.

Рекомендации:

Рекомендуем провести ревизию нормативно-правовой базы, регулирующей живоотлов морских млекопитающих для "контрольных и научно-исследовательских целей", для "учебных и культурно-просветительских целей", с учетом дальнейшего содержания и/или использования животных.

Проблема контроля живоотлова

В настоящее время контроль живоотлова неэффективен, что связано с нехваткой квалифицированного персонала в контролирующих органах (инспектора ФСБ России). Это приводит к большому количеству злоупотреблений: отсутствию отчетов о погибших животных, нелегальным выловам, подмене животных.

Рекомендации:

Необходимо разработать систему обязательного присутствия инспектора на отлове и закрепить ее законодательно. Разработать систему доступа независимых наблюдателей или научных наблюдателей из органов Росрыболовства или подведомственных институтов (без права контроля, но с правом наблюдения за всеми отловными процедурами).

Для исключения возможности махинаций с животными необходимо сразу после отлова проводить чипирование и отбор проб кожи для генетического анализа. С целью последнего, необходимо разработать процедуру архивирования образцов в едином банке.

Проблема распределения квот среди заказчиков

В последние годы резко увеличилось число юридических лиц, подающих заявки на выделение квот на живоотлов (изъятие) морских млекопитающих особенно для "учебных и культурно-просветительских целей". Многие из этих фирм в действительности являются дочерними компаниями одной и той же организации и нужны только для более выгодного для них распределения квот изъятия. В связи с этим возникает проблема правомерного распределения квот между фирмами-заявителями.

Рекомендации:

Необходимо выделить четкие принципы отбора фирм для выдачи квот на живоотлов, определяемые, прежде всего, наличием у фирмы квалифицированных специалистов и подходящих условий для содержания выловленных животных, а также уровнем прозрачности действий фирмы как при предыдущих отловах, так и при дальнейшем содержании отловленных животных. Возможно, следует отдавать предпочтение фирмам, которые предоставляют контролирующим организациям более подробные сведения о процессе отлова (например, видеозаписи) и генетические пробы отловленных особей.

Проблему большого количества дочерних компаний предлагаем решить путем введения аукционов на квоты, что соответствует реальным коммерческим целям проводимого ими живоотлова морских млекопитающих.