Собственное производство!
более 20 лет на рынке!

Чего от тебя хотят

© Авторские права на статью принадлежат компании "Альфаро".

Георгий Рюриков

Путь оформителя
— Глава 3 —
На суше

§ Чего от тебя хотят

Может показаться странным, но твой художественный вкус, знание биологии рыб, умение создавать и поддерживать аквариумы изумительной красоты — всё это ещё не является залогом твоего успеха в работе. "На входе" твоя работа всегда имеет заказ клиента, его требования и ожидания. Поэтому "на выходе" ты должен выдавать соответствие этим ожиданиям.

Если в аквариуме имеются проблемы, но клиента всё устраивает, — твоя работа оценивается хорошо. Если с аквариумом, на твой взгляд, всё в порядке, но клиенту не нравится, — твоя работа оценивается плохо. Поэтому важнейшую (в смысле наиболее важную) часть твоей работы составляет умение найти с клиентом общий язык.

С чего начинается твоя работа? Она всегда начинается не с наполнения аквариума водой и не с мытья грунта; она всегда начинается с общения с клиентом. От того, что ты будешь говорить и как себя поведёшь, во многом зависит, как оценят твою работу. А для того, чтобы твою работы оценили хорошо, нужно как минимум попытаться понять, чего от тебя хотят.

Понять это подчас бывает непросто, так как клиентами бывают самые разные люди, с разными взглядами на мир, с разными представлениями о прекрасном, и цели, с которыми они заводят аквариум, тоже могут быть разные.
Для кого-то аквариум — прежде всего часть интерьера, для других — ёмкость с плавающими в ней интересными существами. Для первых важнее всего будет, насколько аквариум гармонирует по стилю с ковром или шкафом, а для вторых — как ведут себя рыбы. Бывает так, что сам аквариум вообще отступает на задний план, а на первое место выходит стиль общения оформителя. Ты должен обязательно разобраться, что за люди являются заказчиками твоей работы, и в чём они видят твою роль в их жизни.

Для кого-то предложение убить безнадёжно больную рыбку, чтобы не портить вид в аквариуме, покажется разумным и дельным, а для кого-то — кощунственным и совершенно неприемлемым. Кто-то будет с восторгом смотреть тебе в рот, слушая про азотный цикл, а кто-то решит, что ты только понапрасну заговариваешь зубы. Бывает так, что от тебя требуется по возможности не попадаться заказчику на глаза (аквариум в кабинете у руководителя, который тебя просят обслуживать в его отсутствие), а бывает, что наоборот, — нужно всячески демонстрировать себя и свою работу. Если, скажем, в аквариуме одна рыба съест другую, то кто-то воспримет это как форменное безобразие, а кто-то — как увлекательный перфоманс.

В связи с этим наряду с классификацией стилей оформления аквариумов, сделанной в предыдущей главе, можно предложить следующую:

  • "Ёмкость с рыбами"

    Самое главное в таком аквариуме — сами рыбы, особенности их поведения, характер. В некоторых случаях может иметь большое значение, если они относятся к редким видам. Если рыбы копаются в грунте, это скорее заинтересует клиента, чем расстроит. Для такого рода аквариума подходят, например, некоторые крупные цихлиды. К примеру — аквариум с астронотусом Васей, любимцем всей семьи.
  • "Аквариум для расслабления"

    Здесь, наоборот, имеет главное значение стиль декораций. Такой аквариум должен быть "картинкой", ласкающей взор. Он обязательно должен вписываться в окружающий интерьер. Пример — красивый голландский аквариум с неонами.
  • "Аквариум — статусный аксессуар"

    Для такого аквариума главное качество — эксклюзивность. Он должен обращать на себя внимание и как бы "хвастаться" собой. Функцию такого "аксессуара" может выполнять, например, аквариум с огромным "затонувшим кораблём" или морской аквариум с крупной экзотической рыбой, скажем, крылаткой.
  • "Аквариум для ребёнка"

    Здесь, как правило, требуются яркие и незамысловатые рыбы и декорации. Подойдёт, например, псевдоморской стиль с красными попугаями.

Список этот можно продолжать — не нужно обладать какими-то специальными знаниями, чтобы пофантазировать на эту тему.

Как я уже говорил, бывает так, что сам аквариум и его состояние вообще имеет второстепенное значение. Возможно, что он уже немного надоел его хозяину, но отказываться он от него не собирается. Либо по каким-то причинам аквариум как таковой не интересовал клиента с самого начала. Однако это совсем не значит, что он откажется от обслуживания. Может быть, ему просто нужен собеседник?

Представим себе ситуацию: аквариум стоит в магазине, в офисе или в приёмной. Инициатором его появления был директор, которому недосуг им интересоваться и которого ты даже никогда не видишь. Дальше возможен спектр ситуаций, из которых две крайние — аквариум интересен всем, либо аквариум не интересен никому. Оба варианта могут быть довольно неудобными для тебя, — по-хорошему должен быть единственный человек, который "отвечает" за аквариум со стороны клиента, который, как минимум, не забывает об этом.

Два других вопроса (и две другие крайности) — насколько клиент уверен в правильности и полноте собственных знаний об аквариумистике, и насколько он доверяет в этом тебе. На одном полюсе клиент будет пытаться давать тебе указания о каждой мелочи, на другом — буквально смотреть тебе в рот, что бы ты ни сказал или сделал. Бывает, конечно, и по-другому — встречаются (хоть и редко) действительно грамотные и интересующиеся аквариумистикой люди, способные в то же время уважать и твои знания и опыт (если, конечно, они у тебя есть).


Будь психологом и думай, чего от тебя и от аквариума хочет клиент!