Собственное производство!
более 20 лет на рынке!

Некоторые проблемы и их решение

© Авторские права на статью принадлежат компании "Альфаро".

Георгий Рюриков

Путь оформителя
— Глава 4 —
Вокруг

§ Некоторые проблемы и их решение

Бороться со всем многообразием возможных проблем тебе поможет твой опыт. Только опыт поможет безошибочно выявить причину проблемы и принять правильные меры по её решению. Однако существует ряд наиболее распространённых проблем, по которым можно дать более-менее чёткие рекомендации.

Существует "синдром грязного аквариума", который заключается в том, что, несмотря на регулярное обслуживание, аквариум производит впечатление неблагополучного: вода в нём мутная, накапливается много детрита, рыбы дохнут чаще, чем хотелось бы… При этом нет никаких оснований полагать причиной инфекцию либо инвазию.

Первая из возможных причин — перекорм. Большинство людей считают, что питомцев надо кормить досыта, и переубедить их в этом иногда бывает трудно.

Рыба должна быть голодной! Если рыба не голодна, — значит, это больная рыба.

Если всё указывает на то, что перекорма нет, то не лишним будет убедиться в этом понадёжнее. Например, попроси клиентов в какой-то день не кормить рыбу, а дождаться тебя, чтобы покормить в твоём присутствии. Рыбы должны набрасываться на корм и съедать его за считанные минуты. Если рыбы едят вяло, нехотя — порцию корма надо уменьшить. И уж во всяком случае несъеденный корм не должен оставаться в аквариуме — он моментально начинает разлагаться и портить воду.

Если ты убедился, что проблема, видимо, не в этом, то, скорее всего, причиной является перекорм.

Вторая распространённая проблема — перенаселение. Часто люди стремятся посадить в свой аквариум как можно больше рыб, иначе им кажется, что он выглядит «пустым». Не вдаваясь в обсуждение вопросов, являющихся сугубо делом личного вкуса (касаемо количества рыб и декораций в аквариуме и роли пустого пространства), можно сказать однозначно: чем меньше рыб в аквариуме — тем проще за ним ухаживать. И тем аккуратней и чище он будет выглядеть.

Отдельно следует сказать про протечки.

Вообще, надёжность современных клеёных аквариумов довольно высокая, и протечки — исключительно редки. Как правило, протечка — результат либо несоблюдения техники склейки, либо использования некачественных материалов («палёный» герметик).

Если аквариум протекает, то нужно незамедлительно (как можно скорее) сливать из него воду до уровня ниже протечки. Даже если вода еле сочится, в любой момент всё может обернуться совсем по-другому.
Принимая по телефону сигнал о протечке, нужно иметь в виду следующее. Не менее чем в 90% случаев оказывается, что вода сочится из-под крышки — образующийся конденсат стекает по крышке, оказывается на наружной стенке и далее под аквариумом. Такое часто случается в аквариумах с цельносъёмными крышками. Бороться с этим явлением очень сложно, так как загерметизировать шов невозможно. Один из вариантов — изменить режим влажности под крышкой, например, насверлив в ней дырок.

Если же крышка несъёмная, и течёт из под приклеенного канта, — его нужно просто подклеить. Следует знать, что строительный силиконовый герметик применять нежелательно, он может содержать антисептические добавки, — надо использовать специальный аквариумный. Склеиваемая поверхность не должна быть влажной — иначе толку не будет.

Вообще следует разделять проблемы с аквариумом и проблемы с клиентами. Вторые далеко не всегда бывают следствием первых. Нередко клиенты по причине своего невежества сами выдумывают или даже создают себе проблемы. Твои действия должны быть не просто адекватны с точки зрения аквариумистики, они ещё не должны вызывать возражений у клиентов.

Ниже приводятся некоторые распространённые ошибочные мнения и основанные на них претензии, которые нам приходится слышать от клиентов. Ответ даётся в "общем" виде, каким языком доносить эту информацию до клиента — решай сам.

  • "Если в аквариум попала зараза, после этого его надо полностью дезинфицировать"
    Ответ: Аквариум — живая система, «полностью дезинфицировать» означает убить её и создавать с нуля. Смысла в такой мере обычно нет, так как возбудители обычно присутствуют в воде, а рыба заболевает из-за стресса или плохих условий.
  • "Давайте отсадим больную рыбку в баночку"
    Ответ: Для нормального существования рыбы необходим аквариум. Он должен иметь нормальный объём (уж никак не меньше 10 л, быть снабжён оборудованием (как минимум фильтром) и запущен по всем правилам. Никакая «баночка» из тех, что может найтись у клиента в хозяйстве, на роль такого аквариума не тянет.
    Поэтому извлекать из общего аквариума больную рыбу можно только с двумя целями:
    1) немедленно убить её,
    2) пересадить в нормальный карантинный аквариум.
    При этом следует помнить, что перевозка рыбы и пересадка в новый аквариум — мощнейший фактор стресса для рыбы.
  • "Рыбок надо кормить как следует, они же голодные!"
    Ответ: Обмен веществ у рыб принципиально иной, чем у людей. Если рацион рыбы урезать, скажем, в два раза, это приведёт к замедлению её роста, но никак не скажется на её здоровье. Пищедобывательный инстинкт рыбы работает «с запасом», то есть рыба готова съесть больше, чем может пойти ей на пользу. Поэтому рыба всегда должна быть немного голодной!
  • "В аквариуме не подаётся кислород"
    Основной фактор, способствующий нормальной аэрации аквариума — перемешивание воды течением фильтра. Дополнительное прокачивание воздуха через воду с помощью компрессора или насадки на фильтр, хоть и заметнее невооружённым глазом, обычно почти никакого дополнительного эффекта не даёт. Поэтому, если есть уверенность, что сам фильтр работает нормально, никаких срочных мер можно не предпринимать.